Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ " Ясли-сад №118 г. Донецка" есть две группы для детей с Нарушением Речи.
Помещение группы содержит:
Артикуляционная зона. Содержит наборы: предметных картинок, игровых упражнений, артикуляционных сказок для развития артикуляции и сопровождения артикуляционной гимнастики.
Дыхательная зона. Наполнена разнообразными тренажёрами для развития дыхания.
Зона развития фонематического слуха. Включает в себя дидактические пособия, игры для различения речевых и неречевых звуков «Божья коровка», «Аквариум», «Звуковой дубок», «Звуковая мозаика», Светофорчики», «Звуковые дорожки»
Зона коррекции нарушений звукопроизношения. Содержит зеркало с дополнительной подсветкой, набор зондов. Подобрана литература по автоматизации звуков, дидактические игры и пособия для автоматизации идифференциации звуков.
Зона развития мелкой моторики. Наполнена дыхательными тренажёрами, вертушками, султанчиками, игровые тренажеры: «Цветочная полянка», «Помоги спрятаться», волчки, мини-маски на ручку; картотека пальчиковых игр.
Зона развития психологической базы речи. Содержитигры и пособия дляразвития высшихпсихических функций:памяти, внимания,мышления: «Сложи узор» -кубики Никитина, «Найди отличия», «Кто спрятался на полянке», «Поиск предметов».
Зона формирования лексической и грамматической стороны речи. Зона наполнена предметнымикартинками по разным лексическим темамдля формирования и расширения словаря,а также пособиями и играми на словоизменение,словообразование, предложные конструкции.
Зона обучения грамоте. Включает в себя схемы и фишки для разбора слов, предложений, кассы букв и слогов, магнитную доску, азбуку, дидактические игры для обучения чтению: «Слоговое домино», «Найди ошибку», «Подбери букву», «Разрезные буквы», «Подбери и прочитай», настенное панно «Город букв».
Зона развития связной речи. Включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок по лексическим темам для составления разных видов рассказов, схемы для составления описательных рассказов, наборы текстов для пересказов.
Объекты для проведения практических занятий
Кабинет педагога - психолога и кабинет учителя - логопеда.
Библиотека
В МБДОУ библиотека отсутствует. Книги для детей и педагогов находятся в кабинете учителя-логопеда.
Спортивные объекты
Спортивные объекты отсутствуют.
Средства обучения и воспитания
Образовательная деятельность учителей-логопедов.
В МБДОУ функционирует 2 группы–логопедическая и группа ЗПР. В группы отбираются дети с диагнозами Общее недоразвитие речи (ОНР) I, II,III уровней.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
У детей с ОНР I уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР I уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР I уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР I уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР II уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР II уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети неправильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР II уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР II уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР III уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР III уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР III уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
Задачей работы МБДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность учителей-логопедов предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной повседневной речи.
Занятия проводятся как индивидуально, так и подгруппами. Подгрупповые занятия проводятся по развитию речи, по ознакомлению с элементами грамоты.
Учителя-логопеды строят свою работу на основе:
- типовой образовательной программы «Растим личность»;
- программы «Преодоление общего недоразвития речи III уровня у детей старшего возраста»;
- основной образовательнойпрограммы ДОУ;
- программы коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи II и III уровня «Говорим правильно»;
- программы коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи I уровня «Говорим правильно».
Предметно-развивающая среда речевыхкабинетов соответствует требованиям Программы. Кабинеты разделены на зоны: коррекционную, образовательную, игровую.Образовательное пространство логопедических кабинетов различными средствами обучения и воспитания, которые позволяют осуществлять коррекционную деятельность и развитие речевой активности всех воспитанников.
Логопедические кабинеты имеют необходимые средства гигиены: вату, спирт, салфетки, шпателя, логопедические зонды, индивидуальные зеркала. У настенных зеркал есть подсветки для работы и шторки. Все логопеды выполняют санитарно- гигиенические требования, осуществляют контроль за правильной осанкой детей во время работы за столами, сменой поз в течение занятия, проводят физминутки.
В логопедических кабинетах имеется специальная коррекционная литература, наглядные материалы, дидактические игры по разделам:
· развитие артикуляционной моторики,
· развитие мелкой моторики,
· развитие высших психических функций,
· звукопроизношение формирование фонематического слуха,
· лексико-грамматические категории,
· связная речь,
· подготовка к обучению грамоты.
Учителя-логопеды детского сада используют в своей работе современные методики Н.В. Нищевой, Н.Е. Арбековой, Т.А. Ткаченко, Мурашковской И.Н, технологии ТРИЗ, мнемотехнику, ЛЕГО-технологии, песочную терапию.
Логопедами разработан и изготовлен разнообразный дидактический и раздаточный материал, обеспечивающий внедрение инновационных методов и приёмов в работу с детьми.
Учителя-логопеды каждой группы ведут обязательную документацию:
Перспективный план коррекционной работы.
Планы – конспекты фронтальных занятий (календарный план).
Планы индивидуальных занятий.
Речевые карты на каждого ребенка.
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями.
Тетрадь взаимосвязи логопедас родителями на каждого ребёнка.
Книгу учета детей с указанием диагноза ребенка.
Циклограмму деятельности учителя – логопеда. Расписание занятий (утвержденное руководителем)
План самообразовательной деятельности педагога.
График работы кабинета. (утвержденный руководителем)
Паспорт кабинета.
Журнал учета ежедневного посещения детьми ДОУ.
Технологии и методики, используемые учителями-логопедами в своей работе.
Технологии логопедического обследования определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере (методики И.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной)
Технологии формирования речевого дыхания активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. (методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой)
Технологии коррекции звукопроизношения уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций. (методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной)
Технологии дифференцированного обучения обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала. (Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников)
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций.
Технологии развития связной речи обучение детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания (методики Т.Б. Филичевой, Н.В. Нищевой, Н.Е. Арбековой, Т.А. Ткаченко, Мурашковской И.Н)
Информационные компьютерные технологии положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. (Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а также как средство визуализации и опосредованного произношения)
Технология проблемного обучения усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности. (технологии ТРИЗ, методики Н.В.Нищевой)
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом: развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. (Физминутки по лексическим темам)
Гимнастика для пальчиков: развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. (Крупотерапия, песочная терапия, су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки)
Психогимнастика. обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. (Игры и этюды)
Биоэнергопластика, кинезиологические упражнения активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики, межполушарных связей.
Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры стимулирование и активизация мышечного тонуса. (Комплексы упражнений на занятии, как один из этапов работы).
Образовательная деятельность педагога-психолога
Проблема, над которой работает педагог – психолог дошкольного учреждения: Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Создание условий для психического и социального здоровья ребенка во всех сферах жизнедеятельности.
Приоритетные направления деятельности педагога-психолога
- Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста. Готовность детей к школе.
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.
- Профилактика конфликтов. Профилактика насилия в семье.
- Профилактика девиантного поведения. Профилактика жестокого поведения среди детей.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Формирование Я-концепции, здорового образа жизни. Профилактика аддиктивного поведения.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных событий.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
ОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет медицинская сестра.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
В МБДОУ есть:
- 1 компьютер;
-1 принтер.
Пособия для проведения арт. гимнастики (настольно-печатные игры, карточки с упражнениями по арт. гимнастики).
Пособия по постановке, автоматизации и введению в речь звуков речи.
Комплексы арт. упражнений в играх «Лабиринты».
Коллекция дидактических игр: «сдуй бабочку», «ветерок», «вертушки», «подуй на цветочек», «забей гол в ворота».
Картотека игр и упражнений по развитию речевого дыхания.
Пособие по развитию речевого дыхания: «покачай листочки», «танец зонтика».
Коллекция предметных картинок по основным лексическим темам.
Коллекция игрушек по лексической тематики: дикие и домашние животные, насекомые, ягоды, фрукты, транспорт.
«Шнуровки», «Конструкторы», «Мозаики», мячи различной структуры. Картотеки игр упражнений и игр по работе над мелкой моторикой.
Сенсорные коробки и подносы с крупами.
Пособия и дидактические игры по работе над всеми компонентами речи.
Методическая и учебно-игровая литература.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ «Ясли-сад №118 г. Донецка» отсутствуют.