Чему обучают ребёнка в детском саду
Федеральная образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Обязательная часть Программы включает в себя Типовую образовательную программу дошкольного образования «Растим личность», рекомендованную Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (Приказ от 23.08.2018 г № 725) (Прилагается).
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»
https: //www.donippo.org/programm/примерные-программы-дошкольного-обр/
Выбор Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» обусловлен рядом факторов:
- Программа «Растим личность» составлена с учетом реализации Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рассчитана на образовательную работу с детьми в возрасте от 1, 5 до 7 лет.
- Приоритет программы «Растим личность» - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
- Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.
- Решение программных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и входе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
- В каждой образовательной области выбор программного содержания осуществляется с учетом уровня развития ребенка, что дает возможность педагогу более полно видеть временную перспективу развития социализации и нравственных качеств дошкольника; это позволяет педагогу в своей работе более полно учитывать индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
- Изложение содержания программы «Растим личность» по комплексно-тематическим блокам позволяет при написании основной образовательной программы дошкольного образования легко формировать вариативную часть, учитывать видовое разнообразие образовательных организаций, приоритетные направления, вводить местный компонент.
- В рамках вариативности в программе «Растим личность» представлен раздел по коррекционной и инклюзивной практике в группах компенсирующего и комбинированного типа.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим правильно» направлена на коррекцию неправильного звукопроизношения и рассчитана на старший дошкольный возраст и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Нарушения речи частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей.
Программа “Говорим правильно” предполагает коррекционную работу с детьми 4-6 лет, имеющими фонетико-фонетические, лексико-грамматические нарушения речи с нерезковыраженным общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР). ОНР – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее развитие речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования (старший дошкольный возраст). Это проявление в совокупности указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Ребенку с общим недоразвитием речи нужна постоянная помощь для формирования способности регулировать свое поведение, и чем раньше она будет оказана, тем благоприятнее прогнозы его будущего социального и речевого развития.
Необходимость решения проблемы социального развития детей с общим недоразвитием речи обусловила в последние годы повышенное внимание к ней, что нашло отражение в разработке соответствующих направлений изучения, серьезных научных работ (О.Е. Грибова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, В.В. Юртайкин и др.).
На современном этапе развития коррекционно-педагогической науки достаточно широко представлены исследования состояния речи у детей с речевой патологией и методики коррекции звукопроизношения, лексико-грамматической, просодической сторон речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).
Формирование социального поведения у детей 4 - 6 лет с ОНР является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые помогут ребенку быстрее адаптироваться в коллективе посредством правильной, чистой, грамотно оформленной речи.
Новизна данной программы состоит в том, что она представляет собой систему обучения с элементами коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушений лексико-грамматической стороны речи и нерезковыраженного ОНР для детей дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей нарушения звукопроизношения каждого ребенка.
Большинство существующих программ по логопедии предлагают обучение детей по одному из направлений речевого недоразвития, не учитывая комплексную работу для детей с различными нарушениями. Этот подход во многих отношениях оправдан. Он дает возможность более четко проработать отдельные нарушения речи. Но если ребенок относится к категории детей с различными видами нарушений, а с ним работают только по резко выраженным дефектам, вторичные нарушения остаются неизменными, причем влекут за собой впоследствии нарушения и в уже правильно отработанных речевых компонентах речи.
Поэтому в данной программе делается акцент на индивидуально-личностный подход к каждому ребенку, что помогает ребенку адаптироваться в новой социальной среде, а также поддерживает личную направленность деятельности ребенка.
Отличительные особенности программы.
Не секрет, что речь является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. И основным в речевом развитии является умение пользоваться речью как средством общения.
Важно отметить, что развитие речи идет в непосредственной взаимосвязи с развитием высших психических функций, которые формируются соответственно возрасту ребенка. Но не всегда это развитие соответствует нормам. В наше время на формирование правильной, связной, чистой речи влияют многие факторы: как экзогенные, так и эндогенные. Потому число детей, нуждающихся в помощи специалиста, растет из года в год.
Так фонетико-фонематическое недоразвитие (в дальнейшем ФФН) может провоцировать возникновение психологических особенностей (стеснительность, замкнутость, нерешительность), а также проявляться в чертах общего и речевого поведения (замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь и т.д.), что приводит к речевой и психологической инактивности. Старшие дошкольники с ФФН начинают осознавать недостатки своей речи, что негативно влияет на эмоционально-психическое состояние ребенка и, нередко ведет к осложнениям при общении.
Преобладающим типом нарушений младшего школьного возраста являются ошибки лексического характера: это и неправильное употребление слов в речевом контексте; и незнание названий многих частей предмета, когда дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет). В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов.
Поэтому особенность программы состоит в том, что группы формируются не только с учетом возрастных особенностей детей с ОНР, но и значимостью определенных речевых компонентов для младшего и старшего возрастов. Ведь в младшем дошкольном возрасте (4-5 лет) особое внимание уделяется на лексико-грамматический строй речи, который является первичной основой для проведения занятий, а звукопроизношение стоит на втором месте. Ведь именно этот период является решающим в общем речевом развитии ребенка.